16:38 Компетенции |
В современном мире для карьеры большее значение имеют не сами по себе дипломы, а сформированные компетенции. На Западе диплом нужен именно как подтверждение таких компетенций. Отечественная система образования прежде строилась по модели ЗУН (знания – умения – навыки), давала неплохую теоретическую базу и умение мыслить, но к практике готовила, прямо скажем, плохо. Молодой специалист после получения диплома приходил на место работы и фактически только там учился выполнять свои профессиональные обязанности. В XXI веке наше государство пытается перестроить систему образования по западному образцу: стандарты «третьего поколения» с 2009 года обязывают вузы «вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции». Однако дело движется с трудом, особенно в гуманитарных профессиях. В каждой области подготовки имеются в этом отношении свои проблемы и их нужно исследовать отдельно. Однако можно выделить несколько общих причин, тормозящих подготовку специалистов в области создания медиатекста. Недостатки вузов1. Проблема «чистого листа»Существующие методики подробно описывают, каким должен быть текст. Однако текст – это уже результат действий автора. А какие действия конкретно должны быть им выполнены – чтобы суметь получить нужный результат? Ведь часто даже начальное действие представляет собой проблему, причем – психологического свойства. Она называется «проблема чистого листа» – человек просто не знает, с чего ему начинать работу. 2. Большинство преподавателей плохо представляют себе законы рынкаПреподавание ведут люди, которые далеки от реалий рынка, часто они не знают, как на самом деле выстроены отношения между участниками процесса создания медиатекста на практике: автором, редактором, продюсером, издателем, заказчиком, шефом проекта и другими. Находясь вне практики, преподаватель не сможет задать реальную прагматику текста, он должен ее выдумывать. А значит, правильность выполнения задания – субъективна. Объективно принять текст может только настоящий его заказчик или шеф, который знает, что нужно заказчику. 3. Недостаточно практикиВ большинстве вузов в достаточной мере не простроена система практики – с включением учащихся в деятельность профильных организаций и компаний: редакций, студий, рекламных агентств, отделов внутренних коммуникаций коммерческих компаний и так далее. Обучение идет с огромным креном в сторону теории. «Деятельность» учащихся проходит в основном в стенах аудитории. И зачастую как раз то, что учащиеся могут там «отсидеться», их самих полностью устраивает. 4. Нет помощи в трудоустройствеОтсутствие полноценных связей с профессионалами рынка не позволяет вузу помогать своим выпускникам в дальнейшем трудоустройстве. Кроме того, сам по себе вузовский курс не предполагает создания качественного портфолио у студентов. В то время как любимый вопрос хедхантеров на собеседовании при приеме на работу звучит так: «Расскажите, что вы считаете своими главными достижениями?» При этом однозначно предполагается, что у кандидата есть достаточно развернутое портфолио. Альтернатива. Что можно сделать?1. Формировать компетенции на практике, продвигаясь от одной функции в процессе к другой: ответственный исполнитель – специалист – руководитель. Это должно происходить при выполнении реальных заказов на медиатекст, а не в их учебной симуляции. 2. Делать ставку на достижение конкретных результатов в виде реализованных проектов и созданных медиатекстов. Профессиональное портфолио можно начать собирать с 13 лет. 3. Зарабатывать себе авторитет среди коллег, партнеров и заказчиков. Компетенции, ключевые навыки и достижения должны быть подтверждены уважаемыми людьми. 4. В вопросах образования, а главное – самообразования, постараться сфокусироваться не на описании профессий из каталога ФГОС (пример – по специальности "журналистика"), а на конкретных запросах по специальности, которые можно найти на сайтах типа HH.ru. То есть – на конкретных функциях, которые нужно будет суметь выполнять в рабочем процессе (см. например: Режиссер. Примеры функционала; Корреспондент. Примеры функционала; Редактор. Примеры функционала; Райтер. Примеры функционала) В любом случае нужно ориентироваться на рынок, а не на ФГОС и даже не на учебные планы вузов. 5. Стремиться глубоко понять целевую аудиторию своих медиатекстов, научиться работать на нее. В конечном счете только тот, кто понимает аудиторию, может на ней заработать. РезюмеВследствие обозначенных выше проблем вузовские компетенции часто остаются красивыми словами на бумаге. В реальное наличие ключевых навыков и компетенций (примеры c сайта HH.ru: 1, 2, 3, 4) у молодого специалиста работодатель не верит. И даже подтверждения со стороны уважаемых людей (на скриншоте – справа: пример 1, пример 2; с сайта Linkedin.com) для молодого человека будет недостаточно – без понимания того, в каких именно проектах эти компетенции были наработаны. Проекты, как и компетенции, должны быть понятны работодателю. Кроме того, еще одна проблема заключается в том, что все навыки и компетенции человек приобретает только с опытом и только на практике, которых молодой специалист, казалось бы, по определению лишен. И если менять что-то в таком положении дел, то нужно в корне менять подход в образовании. Безусловно, вузы – дело хорошее, но параллельно с обучением нужно работать. Хотя бы потому, что настоящая работа учит как минимум не хуже любого вуза. А старт в профессии можно получить и в 14, и в 15 лет. Строить карьеру выгоднее и интереснее, чем "просто" чему-то учиться.
Прикрепления: Картинка 1 |
|
Всего комментариев: 0 | |
Понятие медиатекста [1] |
Мировой опыт [2] |
О нашей методике [4] |
Программы обучения [0] |
Мнения участников [0] |
Ресурс содержит алгоритмы возможных действий при создании медиатекста; определены 40 техник работы с материалом, 100 сценарных ходов, 111 режиссерских приемов, 78 точек сборки состояний, 156 универсальных моделей содержания.
Перейти