21:39 Тексты – для жизни |
В своей повседневной жизни мы, вообще-то, больше всего заняты именно текстами (ведь устная речь – это также тексты) и сценариями взаимодействия с другими людьми. Успех в тексте – это успех в отношениях. Успех в отношениях – это мир в семье или карьера на работе. Учащиеся Школы, обучаясь созданию текстов, параллельно будут развивать свои коммуникативные навыки. Ну а те, кто пройдет полный (четырехлетний) курс обучения, просто-напросто будут «вынуждены» стать профессиональными коммуникаторами. Так будет, потому что день за днем мы будем воспитывать и тренировать:1. Следить за своими текстами, а также сценариями взаимодействия и корректировать их по мере необходимости. Человек практически не обращает внимания на то, что он говорит или какой сценарий в отношениях реализует. А если обращает – не хочет менять. И это, может быть, главная проблема межличностных взаимодействий. Профессиональному коммуникатору такая «роскошь» недоступна. Он должен менять свои роли, выстраивать сценарии, чтобы в отношениях добиваться нужного по прагматике результата. При этом совершенно не обязательно "уподобляться" своему собеседнику. Подмечено, что "Сапог и валенок быстрее находят общий язык, чем два лакированных ботинка". 2. Видеть цель, смысл и стратегию в каждом своем обращении (мессадже). Ведь каждый текст мы начинаем с прагматики. Руководитель направления интеллектуального поиска «Яндекса» Александр Крайнов считает, что тексты скоро будут создавать роботы. И уже даже вполне адекватно это делают, например, агрегируя новости. Однако единственное, что недоступно искусственному интеллекту – это целеполагание: «Есть, пожалуй, одна важная область, в которой у человека всегда будет явное преимущество. И область эта — целеполагание. Машина в состоянии достигать поставленных целей, и нужно использовать ее для этого, но сами цели должен ставить человек». Хороший текст каким-то удивительным образом способен передать энергию человека, который его создал. Собственно, хорошими будут только те тексты, в которых такая энергия есть. Эту тайну текста можно и нужно исследовать, но, как и любая настоящая большая тайна, она все равно останется таковой. Да, мы научим компьютер настолько хорошо обрабатывать информацию, что в отдельных жанрах эта его работа может считаться «созданием» текста. Но в остальном нам по-прежнему будет нужен автор-человек – его чувства, мысли, намерения. Именно в них мы нуждаемся, их хотим понять и «ощутить» в себе, когда обращаемся ко всем видам текста. А еще в тексте автор передает свой message. Он имеет силу, сила послания – это духовная, ментальная сила. Люди ищут тексты, которые дадут им эту силу. Откуда такая сила может взяться у компьютера? 3. «Конструировать» мероприятия. На самом деле в жизни возникает немало ситуаций, когда это нужно уметь делать. И не просто "расписать план": сейчас происходит это, потом то… Люди приходят на праздник (на день рождения например) за эмоциями. Чтобы их создавать у своих гостей, человеку нужна режиссерская техника – техника управления состояниями. События должны сменять друг друга так, чтобы состояния аудитории нужным образом менялись. Цепь событий на мероприятии – это по сути та же последовательность планов, что создается у режиссера на монтаже. Где каждый план имеет задание – вызывать определенные эмоции, чувства, мысли. Все это достигается выстраиванием конструкции месседжа. 4. Cоздавать самые разные роли – не только в тексте, но и в жизни. Если человек способен «войти» в определенный образ, он «получает» тот набор опций, которые этому образу сопутствуют. Войдя в образ «лидера», он будет вселять уверенность в окружающих в стрессовой ситуации, в образе «заблудившегося прохожего» спровоцирует окружающих на поддержку, когда нужна будет помощь, в образе «весельчака» станет душой компании на отдыхе, и так далее. Дело здесь в том, что образы действительно можно (и нужно!) менять. Мы недооцениваем свои возможности в этом плане. Образы и роли могут быть очень разные. Удивительное дело, но «плохому» ученику часто бывает достаточно всего лишь войти в роль «хорошего», чтобы по-настоящему стать таковым. «Тренированному» в плане перевоплощения человеку достаточно осознать, что он просто играет роль плохого, и что эту роль, как и другие, можно изменить. То есть не сам он плох, у него роль – «плохого». И нужно только создать сценарий, как эту роль изменить. Создать образ – значит войти в него. Можно «войти» в любую профессию – ухватив основные состояния и играя роль соответствующего специалиста. Наша методика обучения профессиональной деятельности построена именно на такой возможности человека, до сих пор в педагогике мало изученной, и тем более – практикуемой.
Прикрепления: Картинка 1 |
|
Всего комментариев: 0 | |
Понятие медиатекста [1] |
Мировой опыт [2] |
О нашей методике [4] |
Программы обучения [0] |
Мнения участников [0] |
Ресурс содержит алгоритмы возможных действий при создании медиатекста; определены 40 техник работы с материалом, 100 сценарных ходов, 111 режиссерских приемов, 78 точек сборки состояний, 156 универсальных моделей содержания.
Перейти