Методики по созданию текста (медиатекста) уже давно существуют в рамках отдельного направления образования – медиаобразования. Впервые (в 1973 году) это понятие было раскрыто в документах ЮНЕСКО: «Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике».

Изучив зарубежные и отечественные модели медиаобразования, мы поняли, что ни одна из них не обеспечит нужной нам эффективности обучения. Наш собственный опыт говорит о том, что нельзя начинать обучение медиатекстам, не выстроив предварительно систему заказов на эти медиатексты. Даже в учебном процессе, в образовательных целях, нельзя создать качественный медиатекст без прагматики, а значит – без реального или потенциального заказчика этого медиатекста.

Медиатекст – это продукт. Он может быть нужен работникам школы или членам семьи, коммерческим компаниям или представителям государственных программ, – но он должен быть кому-то нужен! Он должен выиграть конкуренцию у других (пусть даже «взрослых») производителей – за счет сочетания цена/качество, уникальной концепции, или внутренних предпочтений заказчика, в конце концов. Он должен иметь для заказчика настоящую ценность.

Некоторые выигрышные в этом плане жанры, ракурсы подачи информации, могут реализовать только сами дети: фильмы о близких, репортажи «о взрослых», реклама товаров и услуг для самих детей и много других. Производство должно быть НАСТОЯЩИМ, а не имитацией, как например в проекте «Кидзания». Только если медиатексты будут производиться для реальных заказчиков, мы сможем научить детей взрослому ответственному подходу к своей работе. Детский труд  в разумных пределах – лучшее средство воспитания. Но только в том случае, если все мысли участников процесса будут о производимом продукте, а не о воспитании. Вот, например, "Что умела 10-летняя девочка" и "Что умел 14-летний мальчик" 100 лет назад на Руси.

Детский труд – это привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребенка» и актам Международной организации труда, признан незаконным. Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

Наше обучение начинается с веры в нашу систему и в наших учащихся: в учебно-производственном комплексе (УПК) вы сможете производить востребованный заказчиком продукт уже начиная со второго года обучения.

И если вы уже с нами, если мы вместе начали  наш первый (экспериментальный) сезон 2016/2017 гг., – вам нет смысла откладывать получение первого задания. Не вникнешь, пока сам не попробуешь.

Концепция медиаобразования Школы медиатекста представлена ниже в 8 ключевых тезисах.

1. Цели обучения

Учиться медиатексту можно имея три основные цели:

А. Достичь профессионального уровня производства текстов, стать профессионалом в нескольких, связанных между собой специальностях, овладеть набором знаний, умений и навыков (ЗУН) по каждой из них.

B. Научиться создавать медиатексты для личных нужд – решать личные вопросы (проблемы) посредством медиатекста.

C. Развивать общие компетенции, способности и личностные качества.

Легко видеть, что, достигнув первой цели, человек реализует и оставшиеся две.

Обучать нужно тем жанрам медиатекста, которые востребованы на рынке: промо, репортажам, рекламным роликам, клипам, семейным фильмам.

Принцип № 1: Акцент в обучении должен быть сделан на подготовку профессионала в области создания медиатекста.

2. Профориентация

Профессиональная деятельность должна вестись человеком в соответствии с его предпочтениями, предрасположенностью, типом личности. Деятельность по созданию текста требует участия специалистов трех таких типов: «Человек – Человек», «Человек – Знак», «Человек – Искусство».

Принцип № 2: Чтобы правильно оценить свои возможности в конкретном ремесле, нужно вначале определиться с предпочтительным для каждой личности типом профессии.

3.  Профессии A.D.R.E.W.

Анализ конкретных запросов работодателей позволил выделить 5 основных профессий – как ключевых направлений подготовки будущего создателя медиатекста. Каждое из пяти направлений представляет собой ключевую профессиональную роль, принятую на себя учащимся. Таким методом – через роль – учащийся получает опыт конкретных профессиональных операций и формирует соответствующие профессиональные компетенции. Кроме того, каждая из ролей позволяет глубже освоить одну из пяти базовых знаковых систем, в которых, собственно, и производятся медиатексты. При этом освоить – в очередности, которая обусловлена методически. Приводим классификацию этих, выделенных нами, профессий вместе с их обозначениями, данными по их названиям на английском языке:

A (actor – актер) – естественные знаковые системы  (компетенции + операции)

D (director – режиссер) – образные знаковые системы (компетенции + операции)

R (reporter – корреспондент) – языковые знаковые системы (компетенции + операции)

E (editor – редактор, монтажер) – системы записи (компетенции + операции)

W (writer – райтер) – кодовые системы (компетенции + операции)

Эти профессии выделены нами как «чистые» векторы направлений профессиональной подготовки создателя медиатекста. На рынке труда существует гораздо больше специальностей, так или иначе задействующих функционал блока A.D.R.E.W. На практике работодатель ищет специалиста с определенной комбинацией компетенций и опыта, нужной для выполнения конкретного функционала. Мы считаем, что система подготовки специалиста в области создания медиатекстов будет эффективной только в том случае, если она будет готовить универсала – профессионала, готового качественно выполнять операции по всем пяти направлениям профессиональной деятельности.

Принцип № 3. Последовательность в освоении профессий определяется логикой освоения знаковых систем – от простых к сложным.

4. Реальность и заказчики

Мы понимаем процесс создания медиатекста как ремесло – небольшое «ручное» производство, основанное на применении ручных орудий труда (камеры, съемочного оборудования и компьютера для монтажа), личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия. В прежние времена детей учили ремеслу без отрыва от практики, и уже с самых ранних лет они создавали вполне годные для употребления вещи, продукты. Мы убеждены, что и сегодня обучение должно быть максимально привязано к реальной практике. Это значит, что для эффективности любой модели медиаобразования недостаточно учебных программ очного и дистанционного обучения. У любого – даже учебного – текста должна быть вариативная РЕАЛЬНАЯ, а не только учебная прагматика. Учащийся должен стремиться в меру своих возможностей создавать медиатекст, способный эффективно реализовать конкректные цели заказчика этого текста. Именно поэтому мы начали разработку реальных проектов, в которых созданные учащимися медиатексты будут востребованы конкретными заказчиками, готовыми оплачивать медиатекст как вполне состоявшийся продукт. В этом смысле будущие обязательные заработки учащихся являются не столько рекламным ходом Школы, сколько необходимым элементом ее методической системы. Медиатекст, созданный учащимися, должен обязательно выполнять конкретную социальную функцию. РЕАЛЬНЫЕ заказчики не ставят оценку: они или принимают работу – или ее не принимают, платят – или не платят.

Принцип № 4: Медиатекст – это ремесло. И ему нужно учить в реальном процессе производства, которое инициировано чьим-то заказом.

5. Задачи обучения

В современном стандарте образования научить – значит сформировать у учащегося определенный комплекс компетенций. В рамках мероприятий итоговой аттестации обучающийся должен продемонстрировать, что он сформировал компетенцию заданного уровня. Компетенцияэто личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач, выполнять комплекс определенных операций. И именно операциям посвящено основное внимание в методике. Уровень конкретных операций – это и есть тот необходимый уровень детализации профессиональной деятельности, на котором методически должно проходить формирование требуемых компетенций. И в упражнениях, и в реальной практике мы начинаем с простых операций и постепенно переходим к более сложным. Упражнения и задания соотносятся с тремя уровнями сложности: начальным, базовым и специальным. Полный список задач обучения см. здесь.

Принцип № 5: Технология обучения – это технология правильной детализации деятельности по созданию медиатекста. Деятельность должна быть смоделирована в виде последовательности операций. А обучение этой деятельности должно вестись по принципу «от простого к сложному».

6. Мотивация

Еще одной критической проблемой традиционного подхода к обучению является убежденность учителей в том, что учащегося нельзя направлять на выполнение конкретных производственных операций сразу. Мол, как же он будет их выполнять? Нужно вначале посидеть за партой, мощно загрузиться теорией – а потом уже «осваивать теорию на практике». На наш взгляд, гораздо практичнее выделить в производственной деятельности простейшие операции и СРАЗУ поручить учащемуся их выполнение. Совершенствовать качество выполнения операций можно внутри самого процесса. И постепенно увеличивать уровень их сложности. А компетенции в конечном счете формируются из объема выполненных учащимся работ.

Теория в обучении ремеслу должна СОПУТСТВОВАТЬ практике, и ее «потребление» ни в коем случае не должно превращаться в автономную «деятельность» преподавателя и учащегося. А так чаще всего и происходит в большинстве образовательных учреждений. Понять основную причину этого нетрудно: обойтись теорией – проще для всех, ведь вовлечение в практику требует для обеих сторон дополнительных усилий. Но если и преподаватель, и учащийся серьезно мотивированы к практике, к производству – все трудности постепенно решаются. Если учащийся вдохновлен и правильно настроен, он будет внимателен, а значит обязательно выполнит то дело, которое ему изначально по силам.

В методике Школы могут использоваться разные формы мотивации: соревнование, события (тематические акции, флешмобы, праздничные мероприятия и т.д.), привлечение к работе над медиатекстом членов семьи учащегося, включение практики создания медиатекста в основной учебный процесс (проекты по предметам); публичное поощрение и привлечение внимания значимых аудиторий к успехам ученика (при этом мы принципиально избегаем публичной демотивации учащихся) и другие.

В заданиях Школы медиатекста учащийся получает комплекс операций для выполнения. Результаты фиксируются в системе оценок и рейтингов сайта образовательного учреждения.

В специальном разделе «Настройки на операции» будут постепенно собираться тексты, мотивирующие к конкретному действию, придающие этому действию личный смысл.

Принцип № 6: Основная наша методическая цель на всех этапах обучения – мотивировать учащегося к созданию медиатекста.

7. Состояние как message

Состояния – это то, ради чего люди на самом деле «потребляют» (в хорошем смысле этого слова) медиатекст. Большой фильм – это набор сцен, «замешанных» либо непосредственно на состояниях героев, либо на темах и моделях ситуаций, обладающих повышенным потенциалом энергии, то есть кодом для стимулирования эмоций и чувств аудитории. В конечном счете перечень таких тем и моделей, как и самих состояний, не бесконечен. Их общая задача – вызывать определенное, вполне конкретное переживание у человека. В прагматику каждого текста мы обязаны заложить набор таких стимулов комплекс состояний, которые должен был заложить автор. Также мы проведем масштабное исследование жанров медиатекста на предмет выявления в каждом из них определенного "набора состояний", который на постоянной основе может характеризовать конкретные тексты жанра.

Ни один медиатекст не будет эффективен, если не будет обладать «внутренней» энергией. Энергия закладывается в текст его автором. Проанализировав основные причины неэффективности медиатекстов, мы пришли к выводу, что действующие методики просто не учат авторов настраивать внутри себя, фиксировать и транслировать нужное состояние – как «контейнер» для передачи энергии. Упор делается на передачу безличных смыслов, информации, "воздействия", но не на передачу личного мессаджа. В "чистом" виде message – это внутреннее состояние человека.

Обучить ребенка поиску внутреннего состояния – дело вообще-то гораздо менее сложное, чем обучить его, например, математике. Дети относительно легко входят в состояния, понятные им интуитивно, поскольку им не мешает огромное количество внутренних зажимов и психических перекосов, которые успевают сформироваться у взрослого человека. В Школе мы начинаем процесс обучения с профессии актера, поскольку именно в «актерском» блоке профессиональных операций происходит поиск и передача внутреннего состояния как основного мессаджа. В этом смысле Актер сближается с Коммуникатором. Создатель медиатекста – это профессиональный коммуникатор прежде всего. И его цель как коммуникатора – использовать внутреннее состояние как мост для передачи нужной информации аудитории.

Принцип № 7: Можно и нужно учить автора понимать, создавать внутри себя и транслировать в медиатексте состояния как мессаджи. Начинать учить этому можно с самых ранних лет. Мотивировать учащегося к созданию медиатекста – значит помогать ему накапливать внутри себя энергию состояний, которые ему захочется передать, которыми захочется поделиться.

8. «Всё в топку!»

Без понимания конечной точки невозможно выстроить эффективно весь процесс создания текста. Соответственно невозможно выстроить и систему обучения. Когда мы включили в производство знаков прагматику (исходный пункт) и состояние (конечный пункт), мы получили четыре уровня (к центру) производства знаков.

Схема «кругов»

В центре нашей схемы производства текста – точка энергии. Состояние и смысл медиатекста – это не более чем форма раскрытия энергии человека, ее конкретное воплощение в момент времени. Для автора эти моменты действуют в процессе создания, для зрителя (читателя) – в процессе понимания текста. Создавая медиатекст, автор учится видеть смысл в своих действиях, а это значит – правильно использовать свою энергию. «Всё в топку» означает собранность автора, его концентрацию во всех своих действиях на одном стремлении – передать свое послание другому. Когда эта цель реализована, автор достигает пика своей энергии.

Вывод № 8. Создание медиатекста – это способ поддержания высокого уровня личной энергии.

Архитектура текста

Textzone.ru

Ресурс содержит алгоритмы возможных действий при создании медиатекста; определены 40 техник работы с материалом, 100 сценарных ходов, 111 режиссерских приемов, 78 точек сборки состояний, 156 универсальных моделей содержания.

Перейти
Архив материалов
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0