Текст – это программа коммуникации автора с читателем (зрителем). Создавая текст, автор конструирует будущие реакции читателя (зрителя), его мысли, чувства, поступки. Текст в этом смысле – это всегда конструирование в аудитории ее будущих реакций, эмоций, мыслей, поступков, совершенных под влиянием текста. Текст ни в коем случае не должен быть «вещью в себе», нельзя стремиться сделать его «красивым», «умным» или каким-нибудь еще. Текст состоит из заданных автором функций, которые реализуются в определенной аудитории.
Однако у любого текста есть еще одно задание: он заставляет автора глубже понять себя самого! Когда мы учим человека создавать прагматичные тексты, мы, по сути, учим его выявлять конкретную связь: «я – окружающий мир». Выявление прагматики – это ведь каждый раз поиск на практике своей коренной связи с окружающим миром в текущий момент времени и в соответствии с поставленными этим миром задачами. И здесь мы хотим обратиться к нашей аудитории – молодому человеку 13–17 лет.
В Твоей жизни неминуемо наступит момент, когда Ты должен будешь принять ответственность за свою жизнь на себя. У кого-то этот момент случается в 12, у кого-то – в 21, но он случается: родители не могут вечно делать выбор за своих детей. Так начинается самостоятельное конструирование своего будущего, однако дело это в любом случае начато родителями. Ведь именно под их влиянием чаще всего в детях начинают формироваться жизненные принципы, личные качества и даже увлечения и интересы.
И дело не только в том, что семья – это основная воспитательная среда. Не стоит недооценивать гены. Насколько Ты отдаешь себе отчет в том, чаще выбор делает Твое тело, а не Ты сам? Ведь тело – это конструкция генов, в которые заложена память выборов твоих родителей, их родителей, родителей родителей родителей... Генетический код, или генетический план, существующий в момент рождения, – отправная точка развития. По этому плану мы наследуем от наших родителей и предков определенные физические и поведенческие характеристики. Можно быть "взрослым", но не самостоятельным. Создавая свой текст, делая выборы по его содержанию, Ты учишься быть по-настоящему самостоятельным.
Конечно, Ты можешь «автоматически» использовать полученную от всех поколений родителей конструкцию. Но если Ты хочешь жить в гармонии с миром, тогда во всех жизненных ситуациях и выборах Тебе нужно начинать свой выбор с прагматики, с вопроса № 1: «Зачем?». Процесс создания текста – отличная возможность натренировать себя делать выбор. Выборы здесь приходится делать гораздо интенсивнее, чем в повседневной жизни. Но самое интересное, что в реальной жизни мы, по сути, делаем те же самые выборы, что и в тексте.
Процесс конструирования произведения-медиатекста очень похож на процесс конструирования жизни. Обучаясь первому, человек совершенствуется во втором. Текст состоит из элементов, которые автор отбирает в процессе творчества. Достаточно начать относиться к себе как к персонажу, герою собственных историй, и жизнь будет складываться из тех же самых элементов. И "целая" жизнь, и «монтажная последовательность» отдельно взятого дня складывается из одного набора. Жизнь – это произведение? Да – если мы готовы так ее для себя определить. Это ведь очень серьезный вызов. Не по-детски серьезный.
Способен Ты его принять?
Каждый раз автор сталкивается с собственной ленью. «Зачем создавать медиатекст?» – этот вопрос задает наше тело, которое далеко не всегда хочет трудиться. Мы подготовили ответы на этот вопрос и надеемся использовать их в самых разных ситуациях производства медиатекстов. В конце учебного года мы совместными усилиями подведем итоги – какая мотивация срабатывала, какая нет. Но первый выбор, мы надеемся, Ты уже сделал:
Быть только лишь аудиторией медиатекстов – или их автором?
Ресурс содержит алгоритмы возможных действий при создании медиатекста; определены 40 техник работы с материалом, 100 сценарных ходов, 111 режиссерских приемов, 78 точек сборки состояний, 156 универсальных моделей содержания.
Перейти« Октябрь 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |