Призывая наших детей самим конструировать свое будущее, мы, конечно, не можем остаться в стороне. Глобальная мотивация нашей деятельности, деятельности всех участников Школы медиатекста – создать среду, которая будет стимулировать молодых людей осваивать интересующие их профессии. К сожалению, государственная система образования мало нам в этом поможет. И дело вовсе не в недостатке финансирования – российская школа отстала в подготовке кадров, в методике, и в первую очередь – в идеях.
Коэффициент полезного действия
Основа любой Школы – методика. Основа нашей методики – прагматика, прагматический подход к тексту. И этот подход невозможно каким бы то ни было образом «скрестить» с действующими методиками среднего и высшего образования.
Тексты, созданию которых обучают в средней школе, не содержат прагматического компонента. А медиатексты в формате «видео» не учат создавать совсем. Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России (с 2003 года ее возглавляли профессоры Александр Федоров и Геннадий Поличко) держалась на энтузиазме отдельных ярких личностей, организаторов и педагогов, но вывести свою деятельность на системный уровень им, похоже, не удалось. Недостатки вузовской методологии обучения авторов СМИ мы описали здесь.
Однако кризис образовательной системы вовсе не означает, что нельзя создать интересный обучающий проект на локальном уровне. Школа сейчас как никогда нуждается в контактах со специалистами-практиками. И если какая-то часть людей, которые обладают реальным опытом, захотят им поделиться со способными молодыми ребятами, мы дадим им систему, в которой они смогут сделать это с максимальным КПД.
Нормальный родитель обязательно найдет возможность помочь своему ребенку в его становлении. Нормальный методист все равно будет искать пути – чтобы создать эффективную методику, отвечающую требованиям времени и запросам целевой аудитории.
Мы подготовили сравнение двух путей становления в профессии «журналист». Журналистику мы выбрали потому, что это по-прежнему, к сожалению, единственная утвержденная ФГОС специальность, в основе которой лежит умение создавать прагматически ориентированные тексты. Что же касается подготовки других специальностей, так или иначе связанных с производством медиатекста, дела там обстоят похожим образом.
Роль заинтересованного зрителя
Создать медиатекст в наши дни технически не так уж трудно. Трое специалистов всего за месяц могут выпустить неплохой 96-полосный иллюстрированный журнал. Раньше для этого требовался целый штат минимум из 15 человек.
Сделать минутный видеоролик, способный передать авторский message (мысль и состояние), можно за пару часов. Обдумать задачу, содержание и ход, конечно, нужно заранее, можно даже на ходу (ходьба нужным образом настраивает сознание). Сколько времени уйдет на поиск идей, зависит, безусловно, от способностей человека. Важно другое: если ваш сын или дочь очень хочет передать этот свой message, идея к нему, к ней обязательно придет.
Вы – те, для кого они будут стараться в первую очередь, и именно вам, своим родителям, они первым делом покажут свой труд. Если вы будете по-настоящему заинтересованы тем, что они делают, ваши дети обязательно доведут идею своего фильма до воплощения. Но гораздо больше всего хорошего произойдет, если вы будете делать фильмы вместе. И мы уверены, что рано или поздно это обязательно случится!