Главная » Статьи » Инструменты методики » Парадигмы обучения |
Представьте: все, что мы привыкли наблюдать, читать, считывать, понимать и интерпретировать, – это всё знаки. Человек объединяет знаки в структуры и последовательности, чтобы фиксировать, сохранять и воспринимать информацию. В науке выделяют пять типов знаковых систем: 1) естественные знаковые системы; 2) образные знаковые системы; 3) языковые знаковые системы; 4) системы записи 5) кодовые системы Из пяти типов систем четыре являются первичными и предназначены для непосредственного кодирования действительности; системы записи являются вторичным кодом, предназначенным для кодирования знаковых систем. В системах записи опять-таки – свои базисные знаки, отличающиеся от знаков кодируемой системы, и свои операционные правила. Следующие за ними кодовые системы не могут существовать без соответствующей символики, которая одновременно служит и для их записи. Каждому типу систем соответствует свой базисный знак: 1) естественным (натуральным) системам соответствует знак в виде материального реального предмета или явления: 2) образным системам соответствует образ: 3) языковым системам – слово: 4) системам записи – буква или иной аналогичный символ: Огонь5) кодовым системам – символ: Естественные знаки называются также знаками-признаками. Они содержат некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ними: дым в лесу может информировать о разведенном костре, морозный узор на оконном стекле – о низкой температуре воздуха на улице и т. д. В отличие от знаков, которые существуют отдельно от предметов и явлений, знаки-признаки являются частью тех предметов или явлений, которые люди воспринимают и изучают (например, мы видим снег и представляем зиму). Даже беглый анализ показывает, что знаковые системы реализовывали заложенный в человеке потенциал развития. Человек должен был понять и использовать окружающую среду и свои собственные интеллектуальные возможности. Он делал это с помощью знаковых систем. Иерархия знаковых систем отражает культурное развитие человечества: без овладения предыдущей ступенью невозможно было забраться на следующую, а забравшись на следующую ступень, человек по-новому мог пользоваться предыдущей. Начинать обучение – с естественных знаков!Можно сказать, что именно в приведенной выше последовательности (от естественных – к кодовым) знаковые системы, отображая действительность, появляются: с одной стороны, в развитии человечества (филогенез), с другой стороны, в развитии отдельного индивидуума (онтогенез). Логично было бы предположить, что и процесс общего образования должен соответствовать логике данной последовательности. И в целом он соответствует: например, рисованию (образам) учат в начальной и средней школе, акценты в обучении русскому языку (словам), как системе, сделаны на 6-9 классы, математику (символы, коды) всерьез начинают изучать только в старших классах. «Очередь» для появления той или иной знаковой системы в процессе обучения в целом определяется сложностью того или иного типа знака. Сложности в овладении знаковыми системами возникают в первую очередь из-за абстрактного характера почти всех типов знаков – исключение составляют как раз естественные знаки. То есть именно увеличение степени абстракции базисного знака системы, его «удалённость» от обозначаемого, определяет степень сложности в освоении той ли иной системы. Медиатекст в формате видео (условно говоря, кино) представляет собой конструкцию из естественных и образных знаков. Понимать и конструировать содержание, состоящее из естественных и образных знаков – проще, чем понимать и создавать содержание из слов и символов. В особенности – детям и подросткам, только развивающим свои способности к абстрагированию. Развитие мыслительного процесса должно проходить от простого к сложному. Мы уверены, что в системе образования нужно вначале обучать созданию кино, а уже потом – созданию текстов, как устных, так и письменных. В шестом классе нужно учить режиссуре!Что такое текст – это «смонтированные слова», то есть монтаж знаков в письменно-языковой знаковой системе. То есть в системе, заведомо более сложной, нежели естественная и образная. Знаки всех остальных знаковых систем (их еще называют искусственные или условные) специально предназначены для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений. Однако работать с естественными знаками автор может без всякого «замещения». В простой монтажной последовательности кадров «костер», «река», «лес» могут не иметь для автора значения образа (то есть не абстрагироваться до такой степени), в его сознании они просто остаются собой, но при этом автор все равно может выразить определенный смысл именно конструкцией, последовательностью этих знаков. Кино, приближаясь к образной системе (по мере развития у учащегося умения выражать) сильно влияет не только на рацио, но также и на эмоциональную сферу. Языковые знаки тоже создают образы, но опосредованно, что, как мы писали выше, сложнее для выполнения. И именно с кино нужно закладывать в человека правильное понимание текста (медиатекста) – не только средства донесения информации, но и средства эмоционального воздействия. Поскольку в определенных точках развития предыдущего типа систем уже возникали начатки нового, можно говорить о том, что существуют общие принципы, законы, правила для всех знаковых систем. Это обстоятельство особенно важно для методики: открывая, например, законы композиции в тексте, обучающийся может применять эти же законы в системе образных, и в системе естественных знаков. Другой вопрос, почему НЕ НАОБОРОТ? Почему он должен начинать изучать эти правила в тексте, если текст, письменный текст, является более сложным для освоения?! Почему ученик 6-го класса должен вначале изучать литературу, а не кино? Если познакомить шестиклассника с основами создания видеотекста и потом предложить ему реализовать свои цели именно в формате «видео», он выполнит задачу гораздо более успешно, чем если бы он пытался решить те же задачи исключительно с помощью «слова». В 6-м классе учить нужно не литературе, а режиссуре и репортерскому делу. Делание кино – по сути интуитивный процесс, он требует меньше сформированного знания и больше естественного понимания вещей. Писать тексты шестикласснику сложнее, чем снимать фильмы. А главное - снимать и монтировать шестикласснику гораздо интереснее. | |
Просмотров: 1018 | |
Всего комментариев: 0 | |
Выборы педагога [0] |
Законы [0] |
Парадигмы обучения [20] |
Приемы обучения [0] |
Рекомендации педагогам [0] |
Брифы и ТЗ [0] |
Примеры обучающие [0] |
Схемы [0] |
Опросы [0] |
Ресурс содержит алгоритмы возможных действий при создании медиатекста; определены 40 техник работы с материалом, 100 сценарных ходов, 111 режиссерских приемов, 78 точек сборки состояний, 156 универсальных моделей содержания.
Перейти