Главная » Статьи » История медиаобразования » Зарубежные модели

Канадская модель

Канадская медиаобразовательная модель: Н. Андерсен, Б. Дункан, Дж. Пандженте [Andersen, Duncan & Pungente, 1999], К. Ворсноп [Worsnop, 1999], Л. Розер [Rother, 2002] и др.

Определение понятия «медиаобразование». В целом совпадает с определением, одобренным ЮНЕСКО: «Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т. д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. … Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования» [Recommendations… UNESCO, 2001].

Концептуальная основа: синтез культурологической, эстетической, идеологической, семиотической и практической теорий медиаобразования.

Цели: опираясь на семь ключевых положений медиаобразования (все медиатексты являются результатом целенаправленного конструирования; каждый медиатекст имеет уникальную эстетическую форму; форма и содержание в медиатексте тесно связаны, каждый вид медиа имеет свои особенности языка, намеков и кодирования реальности; медиа создает реальность; аудитория оценивает значение медиатекста с точки зрения таких факторов как пол, раса, возраст, жизненный опыт; медиа имеет социально-политическое и коммерческое значения; медиа содержит идеологические и ценностные сообщения) готовить людей к жизни в демократическом медийном обществе.

Задачи:

развивать способности к восприятию, «декодированию», оценке, пониманию, анализу медиатекстов;

развивать знания социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов;

развивать у аудитории способности к критическому мышлению;

развивать коммуникативные способности личности;

обучать человека самовыражаться с помощью медиа;

обучать человека идентифицировать, интерпретировать медиатексты, экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапродукты / тексты;

давать знания по теории медиа и медиакультуры.

Организационные формы: интегрированное и автономное медиаобразование в учебных и внеучебных заведениях различных типов. Методы медиаобразования можно классифицировать по: источникам полученных знаний – словесные (лекция, рассказ, беседа, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов); практические (выполнение различного рода заданий практического характера на материале медиа). По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение педагогом определенной информации о медиа, восприятие и усвоение этой информации аудиторией); проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или медиатекста с целью развития критического мышления); исследовательские (организация исследовательской деятельности учащихся). При этом на занятиях канадских медиапедагогов преобладают практические, творческие задания (содержательный, текстуальный анализ, моделирование, создание собственных медиатекстов и пр.).

Основные разделы содержания медиаобразовательной программы (касающиеся изучения указанных выше ключевых положений медиаобразования):

медиаобразовательные задания, интегрированные в базовые курсы школы / вуза;

медиаобразовательные задания автономного характера для школ / вузов.

К примеру, К. Ворсноп (C. Worsnop) предлагает 186 видов творческих заданий для учащихся, которые в основном не требуют сложной аппаратуры (аннотация, «мозговой штурм», рисунок, коллаж, плакат, кроссворд, дневник, дискуссия, драматизация, эссе, интервью, репортаж, рецензия, сценарий, игра и т. д.).

Вот некоторые из этих оригинальных творческих заданий:

как давно возникла медиакультура? Подготовьте сообщение на тему «Краткая история развития медиа»;

как присутствие или отсутствие масс-медиа влияет на общество? Представьте себе, что вам надо рассказать о медиа человеку, который никогда с ним не сталкивался. Напишите короткое эссе о влиянии медиа;

выделите типичных персонажей игровых видов медиа (фильмов, рассказов, телепередач);

используя фрагменты из разных журналов, составьте новый журнал для новой аудитории.

Области применения: учебные учреждения различных типов.


Цит. по: Федоров А.В. Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ. Таганрог, 2015.

 

Категория: Зарубежные модели | Добавил: atamanov (05.08.2016)
Просмотров: 660 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Архитектура текста

Textzone.ru

Ресурс содержит алгоритмы возможных действий при создании медиатекста; определены 40 техник работы с материалом, 100 сценарных ходов, 111 режиссерских приемов, 78 точек сборки состояний, 156 универсальных моделей содержания.

Перейти
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0