Главная » Статьи » История медиаобразования » Зарубежные модели |
Медиаобразовательная модель Дж. Поттера [W.J. Potter, 2001] Определение понятия «медиаобразование». Медиаобразование – путь к достижению медиаграмотности, которая требует широкой перспективы, не ограниченной чтением или другим единственным навыком. Широкая перспектива основана на развитой структуре знания. Мы строим эту структуру знания, используя наше умение выбрать информацию и синтезировать ее. Мы можем все время увеличивать нашу степень грамотности. Медиаграмотность многомерна. Мы должны приобретать широкую познавательную, эмоциональную, эстетическую и моральную информацию. Медиаграмотные люди способны видеть гораздо больше в конкретном сообщении. Они лучше разбираются в процессах создания и выбора медиатекстов и в их значении. Медиаграмотные люди с большей вероятностью могут получить от медиатекстов то, что они хотят. Таким образом, аудитория, находящаяся на более высоком уровне медиаграмотности, обладает более высоким уровнем понимания, управления, и оценки медийного мира [Potter, 2001, p. 12]. Концептуальная основа: синтез культурологической, эстетической, этической, семиотической и практической теорий медиаобразования. Цели: развить наше понимание медиа и их сообщений; усиливать наш контроль над процессом интерпретации, и таким образом, повышать нашу способность к оценке медиа / медиатекстов. Задачи: развивать способности к восприятию, «декодированию», оценке, пониманию, анализу медиатекстов; развивать знания социальных, культурных, политических, этических, эмоциональных и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов; развивать у аудитории способности к критическому мышлению; развивать коммуникативные способности личности; обучать человека самовыражаться с помощью медиа; обучать человека идентифицировать, интерпретировать медиатексты, экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапродукты / тексты; давать знания по теории медиа (например, типологию медийных воздействий на аудиторию) и медиакультуры. Организационные формы: интегрированное и автономное медиаобразование в учебных и внеучебных заведениях различных типов. Методы медиаобразования можно классифицировать по: источникам полученных знаний – словесные (лекция, рассказ, беседа, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов); практические (выполнение различного рода заданий практического характера на материале медиа). По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение педагогом определенной информации о медиа, восприятие и усвоение этой информации аудиторией); проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или медиатекста с целью развития критического мышления); исследовательские (организация исследовательской деятельности учащихся). При этом на занятиях, разработанных Дж. Поттером, преобладают практические / творческие задания. Основные разделы содержания медиаобразовательной программы (касающиеся изучения таких ключевых понятий медиаобразования как «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезентации медиа» и «аудитория медиа» и др.): медиаобразовательные задания, интегрированные в базовые курсы школы / вуза; медиаобразовательные задания для автономных курсов в школах / вузах. К примеру, аудитории предлагается анализ: схемы персонажей: медиа имеют дело с персонажами/стереотипами, которые мы можем легко распознавать; схемы повествования: это – формулы фабул, используемых медиа. Они содержат элементы, убеждающие нас, что данный медиатекст вымышленная история о преступлении, криминальные новости, комедия, и т. д.; схемы установки на восприятие, т. к. установка влияет на наши ожидания; тематической схемы: эти схемы помогают нам понять суть сюжета. Это структура знания более высокого порядка, чем предыдущие три; риторической схемы. Это – вывод аудитории о цели (информация, развлечение, моральный урок) создателей медиатекста [Potter, 2001]. Области применения: учебные учреждения различных типов. Цит. по: Федоров А.В. Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ. Таганрог, 2015.
| |
Просмотров: 666 | |
Всего комментариев: 0 | |
Теории [11] |
Зарубежные модели [5] |
Отечественные модели [9] |
Ресурс содержит алгоритмы возможных действий при создании медиатекста; определены 40 техник работы с материалом, 100 сценарных ходов, 111 режиссерских приемов, 78 точек сборки состояний, 156 универсальных моделей содержания.
Перейти