Главная » Статьи » История медиаобразования » Отечественные модели |
Медиаобразовательная (аспектная, межпредметная) модель А.В. Спичкина [Спичкин, 1999, с. 12–30]* Определение понятия «медиаобразование» у А.В. Спичкина (1948–2002) практически совпадает с определением А.В. Шарикова. Концептуальная основа: теория развития «критического мышления», семиотическая, культурологическая теории медиаобразования. Модель медиаобразования определена А.В. Спичкиным как межпредметная, то есть предполагающая изучение массовой коммуникации в курсе традиционных предметов. В ее основу положены идеи аспектного анализа продуктов средств массовой коммуникации – медиатекстов. Эффективность модели обоснована возможностью целостно рассматривать медиатексты, анализируя их с разных точек зрения. Это, по мнению А.В. Спичкина, дает хорошую базу «не только для структурирования материала в пределах курса, но и для распределения его между различными предметами, если избрана межпредметная модель медиаобразования» [Спичкин, с. 13]. Цели: аудиовизуальная грамотность и развитие критического мышления учащихся. Задачи: развитие умения анализировать роль каждого элемента визуальных и аудиовизуальных текстов; формирование понимания специфики каждого средства массовой коммуникации путем сравнительного анализа элементов медиатекста; умение использовать приобретенные навыки для создания собственных аудиовизуальных текстов. Организационные формы: интеграция в учебные предметы (язык, литература, обществоведение и др.), изучение отдельных медиа на предметной основе, факультативные занятия (на предметной и межпредметной основе). Методы медиаобразования можно классифицировать по: источникам полученных знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов); практические (выполнение различного рода заданий практического характера на материале медиа). По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение педагогом определенной информации о медиа, восприятие и усвоение этой информации аудиторией); репродуктивные (разработка и применение педагогом различных упражнений и заданий на материале медиа для того, чтобы учащиеся овладели приемами их решения), проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или медиатекста с целью развития критического мышления); частично-поисковые или эвристические, исследовательские (организация поисково-творческой деятельности обучения). Особый акцент у А.В. Спичкина сделан на циклы практических и игровых / творческих заданий, проектные методики. По мнению А.В. Спичкина, в процессе медиаобразовательной деятельности наиболее предпочтительными являются практические и игровые занятия, «выполнение которых основывается, с одной стороны, на навыках, приобретенных в ходе обучения традиционным учебным предметам, а с другой стороны, на непосредственном опыте восприятия текстов СМИ» [Спичкин, 1999]. Основные разделы содержания медиаобразовательной программы (касающиеся изучения таких ключевых понятий медиаобразования как «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезентации медиа» и «аудитория медиа»): способ кодирования медиатекста: вербальный, невербальный: чисто визуальный, комбинированный и т. д.; тип медиатекста: повествование, описание, рассуждение; тип медийной аудитории: возрастные, гендерные различия, социальное положение, уровень образования; типы ценностей, представленных в медиатекстах: эстетические, моральные, религиозные, политические и др.; социальные функции медиатекста: развлечение, информация, пропаганда и др. Области применения: школы, внешкольные учреждения и т. д. А.В. Спичкин сформулировал также предметную модель медиаобразования, где в качестве основного объекта изучения выступают сами средства массовой коммуникации и их особенности [Спичкин, 1999, с. 8]. Он определил основные направления и этапы обучения аудитории основам аудиовизуального восприятия, включающие несколько разделов: язык телевидения, телевизионные жанры и др. Однако А.В. Спичкин видел и возможные недостатки данного подхода: например, поверхностное изучение автономного предмета медиаобразования в условиях напряженного учебного плана. Данная модель также как и предыдущая, может варьироваться (в зависимости от различных образовательных систем, традиций и т. д.). Не менее важным, на наш взгляд, является связь медиаобразования и типового учебного плана, где определены основные базовые умения для аудиовизуальной грамотности. Сравнительный анализ показывает близость «аспектной / межпредметной модели» А.В. Спичкина и модели «медиаобразования, интегрированного в базовое» Л.С. Зазнобиной – и здесь и там речь идет об органичном включении медиаобразовательных задач в процесс преподавания предметов обязательного цикла. Как нам кажется, обе модели, предложенные А.В. Спичкиным, могут найти дальнейшее развитие в отечественной медиапедагогике, так как вариативность позволяет применять их в различных образовательных системах, с учетом национальных традиций, возможностей того или иного региона и т. д. Цит. по: Федоров А.В. Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ. Таганрог, 2015.
| |
Просмотров: 735 | |
Всего комментариев: 0 | |
Теории [11] |
Зарубежные модели [5] |
Отечественные модели [9] |
Ресурс содержит алгоритмы возможных действий при создании медиатекста; определены 40 техник работы с материалом, 100 сценарных ходов, 111 режиссерских приемов, 78 точек сборки состояний, 156 универсальных моделей содержания.
Перейти