Главная » Статьи » История медиаобразования » Отечественные модели |
Медиаобразовательная модель Л.С. Зазнобиной [Зазнобина, 1996; 1998]* Определение понятия «медиаобразование». Медиаобразование определяется Л.С. Зазнобиной как подготовка «обучающихся к жизни в информатизированном пространстве путем усиления медиаобразовательной аспектности при изучении различных учебных дисциплин» [Зазнобина, 1998]. Концептуальная основа: теория развития «критического мышления» и семиотическая теория медиаобразования. Цели: подготовка школьников к жизни в новых информационных условиях (информационная компетентность и свободное обращение с информационным потоком). Задачи: обучение аудитории восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ (в широком толковании); развитие у аудитории критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ; включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметный областях знаний и умений; формирование у учащихся умений находить, готовить, предавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, факсы, мультимедиа и др.); развитие умений аудитории конструировать вербальные копии визуальных образов [Зазнобина, 1996, с. 73; Зазнобина, 1998]. Организационные формы: интеграция медиаобразования в школьные учебные предметы. Методы медиаобразования можно классифицировать по: источникам полученных знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов); практические (выполнение различного рода заданий практического характера на материале медиа). По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение педагогом определенной информации о медиа, восприятие и усвоение этой информации аудиторией); репродуктивные (разработка и применение педагогом различных упражнений и заданий на материале медиа для того, чтобы учащиеся овладели приемами их решения), проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или медиатекста с целью развития критического мышления); частичнопоисковые или эвристические, исследовательские (организация поисково-творческой деятельности обучения). Предпочтение отдается синтезу теоретических и практических заданий: поиск, систематизация информации, перевод визуальной информации в вербальную и наоборот; трансформация информации, нахождение ошибок в получаемой информации, рецензирование медиатекстов, вычленение в них главного, обучение работе с техническими средствами медиа и т. д. Основные разделы содержания медиаобразовательной программы (касающиеся изучения таких ключевых понятий медиаобразования как «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезентации медиа» и «аудитория медиа»): медиаобразовательные задания, интегрированные в базовые курсы начальной школы; медиаобразовательные задания, интегрированные в базовые курсы среднего общего образования. В итоге, согласно медиаобразовательному стандарту, разработанному Л.С. Зазнобиной, учащиеся, завершившие начальное общее и общее среднее образования, должны уметь: понимать задания в различных формулировках и контекстах; находить требуемую информацию в различных источниках; систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам; длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию; переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему; переводить вербальную информацию в визуальную знаковую систему; трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена; понимать цели коммуникации, направленность информационного потока; аргументировать собственные высказывания; находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них; составлять рецензии и анонсы информационных сообщений; устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями; вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума»; составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения адекватную содержанию; извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме; работать (хотя бы на самом примитивном уровне) с этим инструментарием подготовки, передачи и получения информации [Зазнобина, 1996]. Области применения: средние образовательные учреждения. При этом выделяются следующие объекты медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные школьные дисциплины: учебная информация по той или иной отрасли знаний (независимо от источника и носителя); информация, передаваемая по различным коммуникативным каналам, доступным школьникам; технические средства создания, преобразования, накопления, передачи и использования информации [Зазнобина, 1996]. В значительной степени медиаобразовательная модель Л.С. Зазнобиной перекликается с медиаобразовательными подходами В.Л. Полевого, который в своих исследованиях доказал, что мышление учащихся на уровне аудиовизуального восприятия «будет значительно активизировано лишь в том случае, если им будет представляться возможность с определенной или полной мерой самостоятельности оценивать и различать на экране существенное и несущественное, необходимое и случайное, анализировать, синтезировать и обобщать увиденное» [Полевой, 1975]. Традиции медиаобразовательной модели, разработанной Л.С. Зазнобиной, в настоящее время развиваются в деятельности лаборатории технических средств обучения и медиаобразования Российской Академии образования. Цит. по: Федоров А.В. Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ. Таганрог, 2015.
| |
Просмотров: 865 | |
Всего комментариев: 0 | |
Теории [11] |
Зарубежные модели [5] |
Отечественные модели [9] |
Ресурс содержит алгоритмы возможных действий при создании медиатекста; определены 40 техник работы с материалом, 100 сценарных ходов, 111 режиссерских приемов, 78 точек сборки состояний, 156 универсальных моделей содержания.
Перейти