Главная » Статьи » Основные понятия » Л-Р |
Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т. д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования» [UNESCO, 1999, pp. 273–274]. Опрос [Fedorov, 2003] показал, что эксперты считают важными (в порядке убывания значимости) следующие цели медиаобразования: развитие способностей аудитории к критическому мышлению / критической автономии личности (84,27 %); развитие способностей аудитории к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов (68,88 %); подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе (61,89 %); обучение аудитории пониманию социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов (61,54 %); обучение аудитории декодированию медиатекстов / сообщений (59,44 %); развитие коммуникативных способностей личности (57,34 %); развитие способностей аудитории к эстетическому восприятию, оценке, пониманию медиатекстов, к оценке эстетических качеств медиатекстов (54,90 %); обучение аудитории творчески самовыражаться с помощью медиа (53,85 %); обучение аудитории идентифицировать, интерпретировать медиа- тексты, экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапродукты / тексты (50 %); обучение аудитории теории медиа и медиакультуры (включая такие ключевые понятия, как «агентство медиа» (agency), «категория медиа» (category), «язык медиа» (language), «технология медиа» (technology), «репрезентация медиа» (representation), «аудитория медиа» (audience) и т. д.) (47,90 %); обучение аудитории истории медиа и медиакультуры (37,76 %). Разница между ответами российских и зарубежных экспертов проявилась в основном в том, что зарубежные эксперты в большей степени выделили цель подготовки людей к жизни в демократическом обществе, в то время, как российские эксперты несколько большее внимание уделили развитию способности к восприятию (в том числе – эстетическому), оценке, пониманию, анализу медиатекстов. Опрос [Fedorov, 2003] также показал, что эксперты считают наиболее значимыми следующие теории медиаобразования: теория развития критического мышления / критической автономии / демократического мышления (84,61 %); культурологическая теория (69,23 %); социокультурная теория (65,39 %); семиотическая теория (57,69 %); эстетическая / художественная теория (46,15 %); «практическая» теория (с опорой на обучение практическим умениям работы с медиатехникой) (50,00 %); идеологическая теория (38,46 %); теория «потребления и удовлетворения» (медиапредпочтений аудитории) (30,77 %); предохранительная / прививочная / инъекционная / защитная теория (15,38 %). | |
Просмотров: 655 | |
Всего комментариев: 0 | |
Ресурс содержит алгоритмы возможных действий при создании медиатекста; определены 40 техник работы с материалом, 100 сценарных ходов, 111 режиссерских приемов, 78 точек сборки состояний, 156 универсальных моделей содержания.
Перейти