Главная » Статьи » Основные понятия » Л-Р

Режиссер монтажа

Режиссер монтажа – специалист, соединяющий отснятые материалы фильма или телепрограммы в целостное произведение.

Каждый кино- или телефильм после съемок проходит через монтажно-тонировочный период, когда все элементы картины (отснятый материал, озвучку, музыку, титры и пр.) соединяют в единое целое. Специалисты обычно называют этот процесс простым словом «монтаж». В англо-американской терминологии – «пост-продакшн».

Работа над художественным фильмом начинается с создания сюжета и сценария. А когда завершены съемки и озвучка, записана музыка, проработаны титры, будущая картина представляет собой скопище отдельных материалов. Все это нужно собрать воедино в соответствии со сценарием, чтобы все визуальные и звуковые образы сложились в целостное произведение.
Весь отснятый материал монтажер делит на фрагменты, а потом монтирует в нужной последовательности. Если фильм снят на кинопленку, монтаж происходит на монтажном столе вручную. Цифровые записи монтируются на компьютере.

Конечно, в воображении кинорежиссера фильм существует еще до начала съемок. И монтажер лишь следует режиссерскому замыслу. Кинорежиссеры часто сами разрабатывают план монтажа.

На документальных фильмах и телепрограммах монтажер обычно пользуется большими свободами. Структура таких фильмов часто формируется уже в процессе монтажа, потому что живая жизнь (а документалисты снимают невымышленную реальность) в заготовленные сценарии не вписываются.

Сначала режиссер фильма излагает свой замысел, объясняет задачи, которые ставил перед собой во время съемок. Режиссер монтажа вникает в описанную концепцию и, исходя из нее, «собирает» первый черновой вариант фильма.
Когда «черновик» сделан, начинается тщательная доработка: совместное обсуждение каждого кадра, каждого акцента, исправления и пр. При таком стиле работы монтажера можно по праву назвать вторым режиссером.

Каким бы образом ни проходил киномонтаж – это всегда творческое сотрудничество между кинорежиссером-автором фильма и режиссером монтажа.

Как говорят телевизионщики, хороший монтажер может из неизвестно чего сделать конфетку, т.е. даже из минимума отснятого материала создать отличный сюжет.

Монтаж отснятых материалов – это так называемый нелинейный монтаж. А специалист, который им занимается, – это режиссер нелинейного монтажа (нелинейный монтажер).

Но на телевидении существует и другой вид монтажа – линейный. Часто он используется прямо в режиме реального времени, т.е. в прямом эфире. Видеосигнал поступает на эфирный транслятор с разных телекамер, а режиссер монтажа определяет, какой именно сигнал пойдет в эфир в каждый конкретный момент.

Например, в прямом эфире транслируется теннисный матч. В какой-то момент имеет смысл показать корт общим планом, затем – удар по мячу, вслед за этим – лицо соперника и т.д. Или выпуск новостей: сначала – общий план студии, затем – крупным планом лицо диктора, новостной сюжет, снова лицо диктора… Таким монтажом в режиме реального времени занимается режиссер линейного монтажа (линейный монтажер).

В прямом эфире работать приходится сразу набело, и у линейного монтажера нет права на ошибку. При том что график работы – очень насыщенный. Такие монтажеры обычно работают посменно, и рабочий день в среднем длится около 10 часов.

Рабочее место

Режиссер монтажа – незаменимая фигура в кино и на телевидении. Чем выше его мастерство, тем острее в нем нуждаются киностудии и телеканалы.

Знания и навыки

Режиссер монтажа в современном кино и на телевидении должен владеть технологией монтажа, хорошо знать монтажную технику, компьютерные программы.

Режиссер линейного монтажа для работы на многокамерной трансляции должен уметь работать на выпускающем микшерском пульте.

Монтажеру необходимо знать технологию кино- или телепроизводства, теорию режиссуры, звукорежиссуры, операторского искусства.

Хороший режиссер монтажа знает историю кино и телевидения (творческий и технический аспекты) и постоянно следит за новейшими достижениями, новыми монтажными решениями.

Обязанности

Режиссер монтажа исполняет следующие должностные обязанности:

1. Ведение монтажа телевизионных и радиопрограмм в соответствии с режиссерским сценарием и оперативными указаниями режиссера (редактора) параллельно со съемками (записью) в монтажно-тонировочном периоде и по его окончании.

2. Подготовка материала к просмотру (прослушиванию).

3. Осуществление творческого процесса монтажа телерадиопрограмм всех видов и жанров.

4. Обеспечение высокого качества монтажа, соблюдения технологического процесса, а также сроков проведения монтажно-тонировочных работ, предусмотренных календарно-постановочным планом.

5. Руководство бригадой монтажеров.

6. Осуществление монтажа всех звуковых материалов (музыки, реплик, шумов и т.п.).

7. Оформление программ, определение и утверждение "шапки" программы, подбор заставок.

8. Подбор дополнительных фонограмм для озвучивания программ.

9. Просмотр совместно с режиссером и звукорежиссером окончательного варианта смонтированной программы.

10. Подготовка несложных телевизионных и радиопередач на основе материалов, представленных корреспондентами, подготовка комментарий, основанных на архивных материалах.

11. Выполнение работы на сложной телевизионной, монтажной и компьютерной технике.

12. Согласование с композитором метража смонтированных фрагментов, идущих под фонограмму, и осуществление разметки для синхронизации музыкальных акцентов.

13. Установка производственных заданий монтажерам, контроль за их выполнением.

14. Осмотр исходных материалов, отбор дублей, выявление дефектов отдельных дублей.

15. По ходу монтажа обеспечение оперативной готовности каждого сюжета.

16. Информирование режиссера о случаях отклонения метража смонтированных сюжетов (фрагментов) от метража, утвержденного в режиссерском сценарии.

17. Обеспечение систематизации и хранения видеозаписей (фонограмм).

Важные качества

Профессия режиссер монтажа предполагает интерес к кино и телевидению, хорошую память, чувство темпа и ритма, способность к кропотливому труду в сочетании с творческим мышлением, ответственность и способность к совместному труду.
Очень важна быстрая реакция и умение работать в высоком темпе. Особенно это актуально для телевидения. При этом он должен быть стрессоустойчивым человеком, уметь даже в спешке работать качественно, не поддаваясь всеобщему смятению.

 

Категория: Л-Р | Добавил: atamanov (10.08.2016)
Просмотров: 634 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
А-Е [2]
Ж-К [3]
Л-Р [5]
C-Х [0]
Ц-Я [0]
Архитектура текста

Textzone.ru

Ресурс содержит алгоритмы возможных действий при создании медиатекста; определены 40 техник работы с материалом, 100 сценарных ходов, 111 режиссерских приемов, 78 точек сборки состояний, 156 универсальных моделей содержания.

Перейти
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0