Главная » Статьи » История медиаобразования » Теории

Культурологическая теория

Культурологическая теория медиаобразования (Cultural Studies Approach) [Bazalgette, 1992; Hart, 1998 и др.]

В качестве теоретической основы здесь используется культурологическая теория медиа. Утверждается, что медиа, скорее, предлагают, чем навязывают интерпретацию медиатекстов. Аудитория всегда находится в процессе диалога с медиатекстами и их оценивания [Piette & Giroux]. Аудитория не просто «считывает» информацию, а вкладывает различные смыслы в воспринимаемые медиатексты, самостоятельно их анализирует. Отсюда вытекает главная цель медиаобразования: помочь учащимся понять, как медиа могут обогатить восприятие, знания и т. д. аудитории. В качестве содержания медиаобразования здесь выступают его «ключевые понятия» (key aspects), роли, которые играют в обществе стереотипы, распространяемые с помощью медиа. Медиапедагоги пытаются научить учащихся оценке и критическому анализу медиатекстов.

Наиболее сильные позиции данная теория имеет в Великобритании (C. Bazalgette, A. Hart и др.) и в Канаде (B. Duncan, C. Worsnop и др.), хотя есть немало ее сторонников и в других странах мира (во Франции, Германии, России и др.).

Существенные различия понимания сути и целей медиаобразования в британской педагогике отмечаются многими исследователями. К примеру, Э. Харт писал, что медиаобразование может быть трактовано весьма широко – от видеосъемок шекспировских пьес – до критического изучения источников информации и аудитории медиа, от неприятия аналитических подходов в пользу творческотехнических – до развития социально направленного обучения [Hart, 1997]. Вот почему для консолидации действий медиапедагогов всё большее значение имеет представленная ниже обобщенная схема ключевых понятий медиаобразования, основанная на работах К. Бэзэлгэт (C. Bazalgette) [Бэзэлгэт, 1995], Дж. Баукера [Bowker, 1991] и Э.Харта [Hart, 1997].

 

Ключевые понятия медиаобразования в Британии

Ключевой вопрос понятия

Ключевые понятии медиаобразования

1

Кто передает информацию и почему?

Агентства медиа / Media Agencies

2

Какой это тип текста?

Категории медиа / Media Categories

3

Как этот текст создан?

Технологии медиа / Media Technologies

4

Как мы узнаем о том, что этот текст означает?

Языки медиа / Media Languages

5

Кто воспринимает этот текст, и какой смысл из него извлекает?

Аудитории медиа / Media Audiences

6

Как этот текст представляет / переосмысляет свою тематику?

Репрезентации медиа / Media Representations

Действительно, вышеуказанные шесть ключевых понятий, бесспорно, более универсальны, чем три десятка несистематизированных терминов, предложенных Л. Мастерманом [Masterman, 1997]. Ведь ясно, что «жанр», «реализм», «натурализм» и пр. относятся к общему понятию «категории медиа», а «конструкция» – к понятию «технологии медиа». Однако это вовсе не исключает, что медиапедагог не должен оперировать более широким спектром понятий. К примеру, при рассмотрении «категории медиа» неизбежно пойдет речь о таких понятиях, как «вид медиа» (телевидение, пресса, кинематограф, радио и т. д.) и «жанр медиатекста» (драма, комедия, мелодрама, детектив, репортаж, аналитическая статья и т. д.).

Канадская система медиаобразования сегодня столь же известна, как и британская. Понятно, что на теорию медиаобразования в Канаде самое серьезное влияние оказали идеи М. Маклюэна [McLuhan, 1964; 1977], хотя достаточно сильное воздействие ощущается и со стороны видных британских медиапедагогов – Л. Мастермана (L. Masterman), К. Бэзэлгэт (C. Bazalgette), Э. Харта (A. Hart). В отличие от США, в Канаде никогда не были популярны идеи «защиты от медиа» (protectionist approach). Зато идеи развития критического мышления (critical thinking approach) и культурологические теории (cultural studies approach), пришедшие из Европы, получили куда большее распространение. Впрочем, взамен лаконично сформулированных шести ключевых понятий (key aspects), выдвинутых британскими медиапедагогами (К. Бэзэлгэт и др.), канадская система медиаобразования предпочитает более широкий понятийный спектр.

К примеру, предлагается семь следующих ключевых понятий [Andersen, Duncan & Pungente, 1999; Duncan, 1989]:

1. все медиатексты являются результатом целенаправленного конструирования;

2. каждый медиатекст имеет уникальную эстетическую форму;

3. форма и содержание в медиатексте тесно связаны, каждый вид медиа имеет свои особенности языка, намеков и кодирования реальности;

4. медиа создает реальность;

5. аудитория оценивает значение медиатекста с точки зрения таких факторов как пол, раса, возраст, жизненный опыт;

6. медиа имеет социально-политическое и коммерческое значения;

7. медиа содержит идеологические и ценностные сообщения. Последнее воспринимается прямой адаптацией знаменитого тезиса М. Маклюэна: «The medium is the message» («Материя – это сообщение»). Очень часто это крылатое выражение переводят порусски неточно (как «Медиа – это сообщение»). Между тем для более корректного перевода и полноценного понимания смысла фразы можно обратиться к определению, данному «Новой британской энциклопедией»: «medium – это материя (substance), использованная как средство передачи силы или эффекта» [«medium, a substance used as a mean of transmission of force or effect». In: The New Encyclopaedia Britannica, Vol. VI, 1984, p.751. – А. Федоров]. Следовательно, у М. Маклюэна речь идет о том, что любая материя (в том числе, конечно, и любые медиатексты) являются сообщениями, которые могут быть восприняты теми или иными субъектами – в том или ином контексте, так или иначе.

Вот почему при изучении различных видов медиа канадские медиапедагоги рассматривают вопросы как можно более широкого медиа-контекста, связанные с их историей, экономическими механизмами, влиянием на аудиторию, типичными жанрами, персонажами, спецификой языка, ролью рекламы, проблемами насилия и секса в прессе и на экране и т. п. [Andersen, Duncan & Pungente, 1999, pp. 139155; Duncan, 1989, pp. 11–32 и др.]. При этом большинство деятелей медиаобразования в Канаде выступает против использования медиаобразования исключительно в идеологических целях, для всестороннего изучения технических характеристик создания медиатекстов, включая устройство аппаратуры, как, впрочем, и в целях массовой подготовки будущих специалистов в области медиакритики.


Цит. по: Федоров А.В. Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ. Таганрог, 2015.

 

Категория: Теории | Добавил: atamanov (05.08.2016)
Просмотров: 905 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Архитектура текста

Textzone.ru

Ресурс содержит алгоритмы возможных действий при создании медиатекста; определены 40 техник работы с материалом, 100 сценарных ходов, 111 режиссерских приемов, 78 точек сборки состояний, 156 универсальных моделей содержания.

Перейти
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0