Главная » Статьи » История медиаобразования » Отечественные модели |
Медиаобразовательная модель C.Н. Пензина [Пензин, 1987; 2004]* Определение понятия «медиаобразование». Медиаобразование определяется С.Н. Пензиным как эстетическое воспитание аудитории (школьной, студенческой и др.) на материале, прежде всего, художественных медиатекстов (с опорой на шедевры «авторского киноискусства»). Концептуальная основа: эстетическая и этическая теории медиаобразования: «нельзя ограничиваться лишь специфическими – эстетическими и киноведческими задачами, ибо кинозритель должен быть, прежде всего, личностью, Человеком (выступать и как homo eticus, «человек этический») [Пензин, 1987]. Цели: развитие личности на материале художественных медиатекстов. В итоге, по мысли С.Н. Пензина, личность должна обладать качествами общеэстетического характера: хороший эстетический вкус, отсутствие штампов зрительского восприятия, образное мышление, понимание того, что кино – это искусство, а не зеркальное отражение жизни, осознание необходимости изучения искусства) и специального (потребность в серьезном киноискусстве, способность адекватно понимать фильмы, избирательное отношение к кинопродукции, интерес к истории кино и т. п. [Пензин, 1987]. Задачи эстетического, аудиовизуального, эмоционально-интеллектуального, этического медиаобразования аудитории: формирование знаний (его результат – понимание человеком необходимости изучения истории и теории кино, умение ориентироваться во всех элементах фильма, правильно воспринимать любые фильмы, избирательное отношение к кинорепертуару); обучение, то есть формирование способности к образному мышлению, размышлению над увиденным и т. д.; воспитание, результатом которого будут такие качества, как хороший эстетический вкус, понимание необходимости изучения искусства, потребность в общении с «серьезным искусством» и т. д.; дать представление о задачах кино / медиаобразования. Организационные формы: внедрение медиаобразования в учебную, внеучебную и досуговую деятельность учащихся – через организацию восприятия медиатекстов, объяснение воспринятого, художественное творчество, художественную самодеятельность. Методы медиаобразования можно классифицировать по: источникам полученных знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов); практические (выполнение различного рода заданий практического характера на материале медиа). По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение педагогом определенной информации о медиа, восприятие и усвоение этой информации аудиторией); репродуктивные (разработка и применение педагогом различных упражнений и заданий на материале медиа для того, чтобы учащиеся овладели приемами их решения), проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или медиатекста с целью развития критического мышления); частично-поисковые или эвристические, исследовательские (организация поисковотворческой деятельности обучения). В числе основных методов медиаобразования С.Н. Пензин называет репродуктивный, эвристический и исследовательский методы обучения. Основные разделы содержания медиаобразовательной программы (касающиеся изучения таких ключевых понятий медиаобразования как «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезентации медиа» и «аудитория медиа»): а) основы эстетики и искусствоведческих наук (в первую очередь – киноведения), истории кинематографа, способствующие полноценному эстетическому восприятию любых кинопроизведений; б) сведения об основных областях применения теоретических знаний; в) информация о нерешенных научных проблемах; д) задания, выполняя которые учащиеся приобретают опыт анализа произведений киноискусства» [Пензин, 1987; Пензин, 2004]. Опираясь на традиционные принципы дидактики, С.Н. Пензин отмечал следующие специфические принципы медиаобразования: изучение кино в системе искусств; единство рационального и эмоционального в эстетическом восприятии киноискусства; бифункциональность эстетического самовоспитания, когда эстетическое чувство проясняет этическое [Пензин, 1987]. Отсюда вытекало «триединство задач обучения анализу фильма, как произведения искусства. Первая задача – освоение авторских позиций, изучение всего, что непосредственно связано с автором – главным носителем эстетического начала. Вторая задача – постижение героя – основного носителя эстетического начала. Третья задача – слияние, синтез двух предыдущих понятий. (...) Все три задачи неделимы, возникают и требуют решения одновременно» [Пензин, 1987]. Области применения: дисциплины обязательного и факультативных циклов (в основном в вузах), кружковые / клубные занятия (в клубах, студиях, медиацентрах, учреждениях дополнительного образования и досуга). Цит. по: Федоров А.В. Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ. Таганрог, 2015.
| |
Просмотров: 686 | |
Всего комментариев: 0 | |
Теории [11] |
Зарубежные модели [5] |
Отечественные модели [9] |
Ресурс содержит алгоритмы возможных действий при создании медиатекста; определены 40 техник работы с материалом, 100 сценарных ходов, 111 режиссерских приемов, 78 точек сборки состояний, 156 универсальных моделей содержания.
Перейти